Бассейн
В условиях Крайнего Севера с низкими температурами, коротким световым днём, уменьшенным содержанием кислорода в воздухе и повышенной влажностью приводят к различному роду заболеваний у детей дошкольного возраста.
В настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Потребность в движениях у детей дошкольного возраста должна составлять 4 – 5 часов в день. Поэтому для увеличения объема двигательной активности за счет введения третьего часа занятия физической культуры, отведен час для занятий плаванием, который поможет решать проблемы гиподинамии в дошкольном возрасте. Общее развитие детей, их умственная работоспособность зависят от здоровья.
Плавание развивает все группы мышц. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон.
Как проходят занятия по плаванию в бассейне детского сада?
Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре.
Продолжительность занятий согласно СанПиН распределена следующим образом:
- Младшая группа – 15 минут;
- Средняя группа – 20 минут;
- Старшая группа – 25 минут;
- Подготовительная группа – 30 минут.
Занятия в бассейне проводятся по подгруппам. Число детей не превышает 8-10 человек. Минимальной задачей является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, максимум – овладение основными видами плавания.
Для посещения занятий необходимо:
- справка от педиатра о том, что у Вашего ребенка нет противопоказаний к занятиям в воде;
- согласие родителя (законного представителя) на посещение занятий (бланк согласия вы можете спросить у воспитателя);
- соответствующая форма одежды.
Форма одежды для занятий в бассейне:
- халат;
- плавки для мальчиков и купальник для девочек;
- небольшое полотенце;
- шапочка для плавания (девочкам и мальчикам);
- резиновые тапочки;
- мешок для плавательных принадлежностей.
Все купальные принадлежности приносят в детский сад в день занятий.
После занятия относят домой – чтобы постирать и просушить перед следующим занятием.
Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).
Перед началом «плавательного сезона» с детьми проводятся беседы, в которых дошколят знакомят с правилами посещения бассейна. Рассказывают о пользе и значении занятий по плаванию.
При обучении дошкольников плаванию используются разнообразные формы работы: игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Шутки, розыгрыши, конкурсы, игры в воде должны быть интересны и доступны всем возрастным категориям. Каждое последующее художественное или спортивно-конкурсное действие должно быть четко спланировано и организовано, чтобы не было перерывов.
Основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде является игра.
Выбирая игры и методические приёмы, учитываются возраст детей и их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыком предлагаемых движений. Движения подбираются простые и доступные детям.
Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач.
Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания.
После таких мероприятий, у детей заметно повышается настроение и появляется больше желания посещать занятия по плаванию.
Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах.
Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость и способствуют дальнейшему развитию не только физических, но и личностных качеств ребенка.