Консультации наших специалистов

Консультации педагога-психолога

Как помочь ребенку справиться с тревожным состоянием?

Тревога и беспокойство способны полностью уничтожить детскую уверенность в себе. Особенно, когда дело касается незнакомых ситуаций или адаптации в новом коллективе. Детство, это сплошные переживания: с кем дружить, как правильно ответить на вопрос взрослого, как пройти мимо лающей собаки? Видеть, как твой ребёнок мучительно тревожится из-за чего-то, очень больно. Тяжело видеть, как он отстраняется от сверстников, не отпуская маму из детского сада, рыдает на детских праздниках и отказывается участвовать в мероприятиях. Порой детское беспокойство, вызванное абсолютно иррациональными вещами, только раздражает родителей. Но ребенку необходимо помочь!

Составьте план игры

Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно или с небольшой поддержкой со стороны, решить любую соответствующую его возрасту задачу. Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за предстоящего выступления?» или «Я вижу, что тебя очень беспокоит ссора с Борисом?». Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».

Помогите ребёнку составить план. «Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время поездки? Что ты будешь делать?».

Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей. Во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она - источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.

Научите ребёнка отвечать своей тревожности

Иногда дети не осознают, что тревожность, это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза, Аня, Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка. Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем.

Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник - «Я могу справиться с любой тревогой» или «Ошибаться или делать глупости, это нормально». Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями - «Я сильнее, чем моя тревога», «Быть не идеальным, это нормально».

Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно придумать ему талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе. К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.

Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет

Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения - повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так». Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык.

Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит. Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут. Ребёнок может прийти в себя даже раньше

вас. Он может ответить: «Да это не было страшно – это же просто качели!». Но на это есть ответ: «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой. Ты заметил, как быстро пришёл в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске!» В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность и ничего больше. Она должна отступить достаточно быстро.

 Тревожность - всегда признак неуверенности, неспособности ответить на вопрос: «Смогу ли я это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах.

Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе в будущем взрослый!


Эмоциональный интеллект. Почему так важно развивать его у детей?

Ещё один интересный термин из современной психологии и педагогики - «Эмоциональный интеллект» или EQ. Это система навыков, связанных с распознаванием, пониманием и управлением своими и чужими эмоциями, чувствами, желаниями, состояниями. Эти навыки помогают более эффективно реагировать на разнообразные ситуации и строить взаимодействие с окружающими людьми, и формируются они уже в дошкольном возрасте. Доказано, что люди с развитым эмоциональным интеллектом лучше реализуют себя на руководящих должностях, легко берут на себя роль лидера, лучше справляются со стрессом, и потому более востребованы. EQ помогает и в построении крепкой дружной семьи.

Развитие эмоционального интеллекта помогает ребёнку справляться со сложными ситуациями, которые возникают в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, более точно понимать их причины и следствия, делать выводы в разных ситуациях и корректировать своё поведение.

А чтобы у ребенка был алгоритм рассуждений и действий в разных жизненных ситуациях его необходимо обучать умению определять и управлять собственными эмоциями, осознавать чувства других людей.

Что способствует развитию EQ у детей?

• Сюжетно-ролевые игры. «Домик», «Дочки-матери», «Магазин» - все эти игры помогают детям брать на себя разные роли и проживать их, при этом учитывая реакции и поведение других участников игры. А также узнавать себя с разных сторон и приобретать новые навыки.

• Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми. Помогает развивать навыки коммуникации и сотрудничества, почувствовать удовлетворение от результата, который получился благодаря командной работе (например, помогли воспитателю расчистить снег на участке или построить горку).

• Обсуждение книг, увиденных спектаклей, мультфильмов. Через сопереживание и сопоставление себя с героем дети лучше понимают свои эмоции и чужие, учатся интерпретировать их.

• Творчество. Помогает уйти от шаблонного мышления, понять окружающий мир с собственной точки зрения и развивать целеустремлённость.

• Пример взрослых, которые открыто говорят о своих чувствах, терпеливо и эмпатично помогают детям разобраться и назвать то, что с ними происходит, разговаривают с детьми на равных, соблюдают личные границы и т.п.

В дошкольном возрасте закладываются основы эмоционального интеллекта, которые связаны с развитием эмпатии, расширением эмоционального словаря, распознаванием своих состояний и их причин. Это длительный процесс, в котором особую роль играют взрослые, окружающие ребенка.

Консультация учителя-логопеда

«Что такое – речевое дыхание и как его развить?»

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более - взрослого человека.

Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе.

Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их не осознанно.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого более продолжительным выдохом. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Выполняя упражнения, следует придерживаться определённых правил:

 - вдох через нос, выдох через рот (1:3);

 - губы приоткрыты;

 - выдох плавный, продолжительный;

 - плечи не поднимать;

 - щёки не надувать;

 - предметы для поддувания – на уровне рта ребёнка;

 - осанка ребёнка должна быть правильной;

 - все упражнения должны носить игровой характер.

Необходимо помнить, что малыши делают упражнения по подражанию или сопряженно (вместе со взрослым). Если ребёнок понимает речь в полном объеме, можно сопровождать показ краткими и четкими словесными комментариями. Помните, что для малыша игра и похвала очень важны. Не приступайте к игре с ребёнком тогда, когда у вас не очень хорошее настроение, нет желания, не хватает времени. Помните, что успешное обучение ребёнка дошкольного возраст эффективно только при его положительном настрое на игру-занятие.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Салют»

Цель: развитие длительности и плавности выдоха, активизация мышц губ.

Ребенок дует в трубочку, на конце которой прикреплена разноцветная мишура.

«Облако- летит»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

 Облако подносим к лицу ребенка, на расстоянии 20 сантиметров (облако сформировано из ваты прикрепленной на нитке). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы облако плавно отлетело и удерживалось на расстоянии продолжительное время.

«Чей самолетик дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Самолетики, сделанные из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив самолетиков. По сигналу: «Самолеты полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать самолетики можно только на одном выдохе.

 «Одуванчики»

 Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

 Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

         Упражнения для развития физиологического дыхания.

«Кто дольше сможет подуть на листики? »

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

 «Цветочный магазин»

Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок.                                                             Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка - расширена (не поднята). Плечи - «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

             Упражнения для развития речевого дыхания.

«Воздушный шарик»

 Дети стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, шарик, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Шарик лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (шарик выпускает воздух, а не надувается).

 «Произнеси чистоговорки»

 Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать : «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».

«Бурлилки»

 Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бурлилки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бурлики», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

 «Лети, бабочка!»

 Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

 Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Дуем на бабочек».

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Малыш встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

 Оборудование: кусочки ваты, пенопласта, кусочки салфетки.

 Ход игры: Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминаем малышу про зиму. - Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie